Комплексная система контроля и управления судовыми объектами
Разработка комплексной системы контроля и управления на базе промышленных контроллеров FASTWEL
Людмила Грошева, Владимир Мерзляков, Сергей Перевезенцев, Валерий Плющаев
В статье описывается комплексная система контроля и управления судовыми объектами, реализованная для пассажирских колёсных судов проекта ПКС-40. Приводятся функциональные возможности системы, её отличительные особенности. Рассматривается структура системы и программно-аппаратная реализация на базе промышленных контроллеров FASTWEL и панельных компьютеров Advantech.
ОСОБЕННОСТИ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ СУДАМИ С КОЛЁСНЫМ ДВИЖИТЕЛЬНОРУЛЕВЫМ КОМПЛЕКСОМ
Рис. 1. Судно с колёсным движительно-рулевым комплексом
Как показал опыт эксплуатации, судно с КДРК мгновенно реагирует на любое изменение соотношения числа оборотов гребных колёс, что, с одной стороны, обеспечивает его высокую управляемость, с другой стороны, создаёт значительные трудности для судоводителя при удержании судна на заданном курсе. Конструктивные особенности судна (малая осадка, плоское дно, малая величина отношения длины корпуса к ширине, большая парусность, отсутствие руля) существенным образом меняют реакцию судна на управляющие воздействия по сравнению с судами с традиционным винто-рулевым движительным комплексом.
Эти особенности требовалось учесть при проектировании комплексной системы контроля и управления (КСКУ) судна с КДРК.
РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЛЕКСНОЙ СИСТЕМЫ КОНТРОЛЯ И УПРАВЛЕНИЯ
Можно выделить четыре основные функции КСКУ:- контроль и управление вспомогательными техническими средствами судна (система водоподготовки, топливная система, сточно-фановая система и др.);
- контроль и управление колёсным движительно-рулевым комплексом;
- аварийно-предупредительная сигнализация;
- диагностика
Рис. 2. Мнемосхема «Сточно-фановая система»
- уровень системных (основных) экранов, предназначенных для оперативного контроля основных параметров судовых систем, представленных в виде мнемосхем;
- уровень служебных экранов, предназначенных для дистанционного управления отдельными механизмами и агрегатами.
Для дистанционного управления насосом необходимо нажать пальцем на соответствующий значок и вызвать служебный экран (рис. 3).
Рис. 3. Служебный экран «Сточный насос»
Рис. 4. Панель «Рулевая система»
Рис. 5. Панель «Диагностика»
В ходовом режиме КСКУ освобождает судоводителя от сложного выбора соотношения частот вращения колёс при совершении манёвра. Левым джойстиком задаётся величина упора колёс (скорость движения судна), правым джойстиком – направление и величина угловой скорости поворота судна (скорость поворота вектора упора колёс, или виртуального руля зависит от угла отклонения джойстика). Этот режим обеспечивает высокое качество процесса управления и экономию топлива [2, 3]. Поворот судна осуществляется за счёт увеличения частоты вращения одного колеса, при достижении им максимальной частоты вращения снижается частота вращения другого колеса. Для быстрого разворота судна предусмотрен режим «Циркуляция», при включении которого колёса вращаются в противоположные стороны. Возможен медленный разворот судна на месте. Для этого левый джойстик устанавливается в нулевое положение (задаётся нулевая скорость судна), а правым джойстиком задаётся отклонение руля в сторону поворота (при этом вращается только одно колесо). Для быстрого возврата виртуального руля в нулевое положение необходимо нажать кнопку на левом джойстике (при этом частота вращения колёс становится одинаковой).
Как отмечалось ранее, реакция судна с КДРК на управляющие воздействия существенно отличается от реакции судов с традиционным винто-рулевым комплексом. Для обеспечения адекватной оценки ситуации судоводителем КСКУ отображает на мониторе ориентацию судна в пространстве в зависимости от текущих управляющих воздействий. Кроме того, во всех режимах на экране (рис. 4 ) отображаются параметры, необходимые судоводителю для принятия решения (нагрузка электроприводов колёс, частота вращения колёс, величина управляющих воздействий, направление вектора упора, ориентация судна и т.п.).
Аварийно-предупредительная сигнализация. В нижней линейке экрана расположены кнопки выбора палитры экрана (четыре левые кнопки) и индикаторы обобщённой аварийно-предупредительной сигнализации. При возникновении аварийной ситуации в какой-либо системе соответствующее этой системе поле мигает жёлтым или красным цветом (это интегральная ошибка по системе в целом). Для выяснения причины возникшей аварийной ситуации на экран вызывается мнемосхема соответствующей системы, на которой доступна детальная информация. Квитирование аварийной ситуации осуществляется нажатием на соответствующее поле.
Диагностика. КСКУ предоставляет широкие возможности для диагностики как системы в целом, так и её отдельных компонентов (рис. 5):
- частотных преобразователей;
- контроллеров;
- модулей ввода/вывода;
- линий связи.
СТРУКТУРА И СОСТАВ КСКУ
Основными компонентами КСКУ являются:- контроллер машинного отделения (КНТ МО);
- контроллер носового отделения (КНТ НО);
- контроллер рулевой рубки (КНТ Р);
- панельный компьютер управления ПК1 (основной);
- панельный компьютер управления ПК2 (дублирующий).
Рис. 6. Структура комплексной системы контроля и управления
Рис. 7. Контроллер машинного отделения
Рис. 8. Рубка теплохода «КолёсовЪ» (ходовые испытания)
ВЫВОДЫ
Комплексная система контроля и управления для судна с КДРК имеет ряд существенных преимуществ по сравнению с традиционными судовыми системами:- реализация алгоритма задания скорости движения, направления и скорости поворота единым органом для обоих гребных колёс обеспечивает высокое качество процесса управления при существенном снижении нагрузки на судоводителя;
- использование для отображения информации и дистанционного управления агрегатами судна двух компьютеров с сенсорными экранами и унифицированным программным обеспечением существенно сокращает затраты на создание пультов контроля и управления;
- реализация КСКУ в виде распределённой системы с унифицированными каналами связи в несколько раз снижает протяжённость кабельных трасс;
- исчерпывающая информация о состоянии судовых систем, представленная в виде мнемосхем, позволяет судоводителю легко ориентироваться в текущей ситуации;
- распределённая структура и унифицированная аппаратная база дают широкие возможности для модернизации системы;
- широкие диагностические возможности распределённой системы ввода/ вывода FASTWEL I/O упрощают техническое обслуживание и ремонт системы.
ЛИТЕРАТУРА
- Грошева Л.С., Мерзляков В.И., Перевезенцев С.В., Плющаев В.И. Контроль вектора тяги колёсного движительного комплекса теплохода // Вестник Астраханского государственного технического университета. Сер. Морская техника и технология. – 2011. – № 3.
- Поляков И.С. Моделирование расхода топлива в различных эксплуатационных режимах судна с колёсным движителем // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2013. – Вып. 35.
- Плющаев В.И., Соловьёв Д.С. Снижение влияния внешних воздействий на процесс удержания судна с колёсным движителем на курсе // Вестник Волжской государственной академии водного транспорта. – 2014. – Вып. 40.