Программный комплекс для анализа информации и оптимизации управления путевой машиной
# Авиастроение
# Авиация и космонавтика
# Атомная промышленность
# Вузы
# Добывающая промышленность
# Железнодорожная отрасль
# Коммунальное хозяйство
# Контрольно-измерительные системы
# Лабораторные измерения
# Машиностроение
# Нефтегазовая промышленность
# Обработка драгоценных металлов
# Образование и наука
# Производство строиматериалов
# Сельское хозяйство
# Судостроение
# Транспорт
# Электроэнергетика
# Энергетика
Программный комплекс для анализа информации и оптимизации управления путевой машиной
Сергей Фокин
В статье рассказывается о программном комплексе, осуществляющем сбор, обработку, анализ и хранение информации, получаемой от контролируемых агрегатов технического объекта. Приведён пример использования данного программного комплекса на российской железнодорожной путевой машине РПБ-01. Подробно рассмотрены алгоритмы работы каждой из программ комплекса.ВВЕДЕНИЕ
В процессе эксплуатации специального подвижного состава (СПС) необходимо контролировать его работоспособность. При возникновении отказов требуется зафиксировать факт отказа, определить место его возникновения и осуществить замену неисправного элемента или блока. У СПС, оборудованного сложными узлами и агрегатами, контроль работоспособности возможен только с применением современных методов мониторинга для достоверного определения состояния деталей и узлов. В связи с этим существует актуальная задача разработки алгоритмов обработки и визуализации информации в системах мониторинга, включающих в себя не только контроль работоспособности машины, но и создание комфортных условий труда для машиниста, обеспечение возможности внесения наладчиком системы корректировок в алгоритмы программного обеспечения.БОРТОВАЯ СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И УПРАВЛЕНИЯ РПБ-1
На путевой машине РПБ-01 производства АО «Калугапутьмаш» (рис. 1) используется бортовая система мониторинга и управления производства АО ВНИКТИ. Она позволяет оптимизировать управление машиной, предоставляя обслуживающему персоналу возможность оперативно следить за всеми узлами и агрегатами. Перечень подлежащих мониторингу основных параметров РПБ-01 включает в себя 64 наименования.
ОПИСАНИЕ ЖИЗНЕННОГО ЦИКЛА ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
Процесс реализации программного комплекса (ПК) бортовой системы мониторинга и управления можно представить с помощью спиральной модели разработки (рис. 2). Опишем его в соответствии с данной моделью [2].- Определение целей, начальный сбор требований и планирование проекта. К моменту получения технического задания (ТЗ) имелись отдельные экспериментальные наработки, которые учитывались на последующих этапах [3].
- Анализ риска на основе имеющихся данных. В результате анализа ТЗ были установлены сроки создания ПК и определена трудоёмкость работ. Этапы выполнения работ согласовывались с соответствующими этапами создания новой путевой машины.
- Создание рабочей версии. Начальный макет системы успешно прошёл испытания на путевой машине ДСПС № 82 [4].
- Согласование с заказчиком. Разработка системы была включена в перечень проводимых работ.
ОБЩАЯ СТРУКТУРА ПРОГРАММНОГО КОМПЛЕКСА
Программный комплекс системы мониторинга и управления для СПС представлен двумя программными модулями –нижнего и верхнего уровня. Они работают автономно на разных устройствах, но обмениваются данными по шине CAN [5]. Общая диаграмма компонентов ПК показана на рис. 4.
Программа нижнего уровня
Программа нижнего уровня, которая управляет работой российского промышленного контроллера CPM701 фирмы FASTWEL (рис. 5), разработана на языке ST [6]. Она осуществляет опрос датчиков посредством модулей ввода-вывода, формирование CAN-пакетов и передачу этих пакетов по CANшине [7]. Задача программиста – назначить адрес пакету CAN и разместить требуемые данные в пакете с соответствующим адресом. При программировании контроллера необходимо задать несколько дополнительных параметров, одним из которых является частота опроса модулей ввода-вывода в миллисекундах. На основании проведённых экспериментов было выяснено, что для задачи контроля агрегатов путевой машины подходит значение 20 мс. Такая величина обусловлена прежде всего необходимостью отображения текущих быстро изменяющихся данных, например оборотов двигателя. Для упрощения отладочных работ используется пользовательский светодиодный индикатор. Его наличие позволяет убедиться в том, что в данный момент на контроллере запущена и работает требуемая программа.
Программа верхнего уровня
Первая операция программы верхнего уровня – определение свойств и места расположения исполняемого файла. Запуск программы из рабочей среды говорит о том, что происходит процесс отладки программы разработчиком. Это влияет на количество отображаемой для пользователя информации.Если же программа запускается автономно, то это свидетельствует о штатном режиме эксплуатации. Данная проверка необходима для упрощения её разработки и отладки, поскольку в процессе работы программы производится запись некоторой служебной информации. Следующим шагом загружается имя путевой машины из файла m_name.dat и производится запись определённых данных в реестр операционной системы [9], блокирующих возможность подключения флэш-накопителей. Это требуется для обеспечения безопасности бортового компьютера. После этого задаются размер и положение основного экрана пользователя, а также происходит инициализация глобальных и локальных переменных. Далее формируется кнопка-сообщение, предлагающая войти в режим корректировки рабочих зон параметров. При её нажатии запускается соответствующая подпрограмма.Если же пользователь никаких действий не производит, то через 3 секунды вид кнопки изменяется и предлагается войти в режим корректировки тарировочных таблиц. Сценарий действий в этом случае аналогичен: если пользователь нажимает кнопку, то запускается соответствующая подпрограмма, в противном случае спустя 3 секунды программа выполняется дальше. Следующим действием программы является архивация предыдущих данных журнала, который формируется при работе программы в специальномdat-файле. В нём с частотой, указанной в ТЗ, фиксируются все контролируемые параметры в виде таблицы и сохраняются в зашифрованном виде в бинарном формате [10]. Поскольку бортовая система мониторинга и управления выключается, как правило, внезапно, например при прекращении подачи питания, то обработать накопленные данные по окончании её работы не удаётся. По этой причине при старте программы последний записанный dat-файл архивируется под именем, соответствующим текущей дате запуска программы.
- отображение данных всех каналов модулей ввода-вывода;
- установка режима работы системы;
- формирование тревожных и предупреждающих сообщений;
- запись данных в файл журнала; l выбор экрана работы программы;
- глушение дизеля при повышенных оборотах;
- отображение вспомогательных переменных.
- обработки CAN-сообщений;
- работы с панелью сенсорных кнопок
Подпрограмма обработки CAN-сообщений
Выполнение подпрограммы начинается с подключения библиотеки для работы с оборудованием CAN (платы NIM351 компании FASTWEL) и инициализации переменных. После этого производится чтение пакетов CAN и их передача для записи в контроллер. По завершении работы программы происходит отключение библиотеки CAN. При чтении пакета CAN расшифровка сообщения выполняется в такой последовательности: 1)с помощью dll-библиотеки, которая предоставляется поставщиком оборудования CAN, считывается всё содержимое информационного пакета в переменную-кластер F_CAN_MSG_IN1; 2)из данного кластера данные побитно для дискретных данных и побайтно для аналоговых в соответствии с адресом записываются в соответствующие переменные; 3)в случае необходимости данные про42 ходят обработку. Например, для четырёх байтов, передающих частоту вращения двигателя, выполняется оценка показаний. Если значение входит в заданный интервал, то оно отображается на приборе. В противном случае значение не обрабатывается и на прибор выдаётся константа.Подпрограмма работы с панелью сенсорных кнопок
Подпрограмма работы с панелью сенсорных кнопок служит для перемещения между экранами основной программы. Помимо этого сенсорные кнопки реализуют информационную функцию.
ВЫВОДЫ
Разработанные алгоритмы сбора, обработки, анализа и хранения информации, получаемой от контролируемых систем объекта мониторинга, которые реализованы в программном комплексе, отличаются универсальностью и улучшенными характеристиками, с точки зрения обеспечения надёжности функционирования, эргономики и условий труда обслуживающего персонала. Структурное разделение ПК на два уровня позволяет оптимально распределить вычислительную нагрузку между элементами системы, обеспечив высокую степень её универсальности. Она может устанавливаться на промышленные объекты различного назначения с минимальными затратами времени на адаптацию к заданным техническим параметрам. Применение программного комплекса бортовой системы мониторинга и управления на путевой машине РПБ-01 обеспечивает контроль работоспособности машины, анализ её текущего технического состояния и фиксацию фактов отказа с точной идентификацией места их возникновения, что позволяет повысить качество управления машиной.ЛИТЕРАТУРА
- Распределитель-планировщик балласта РПБ-01 [Электронный ресурс] // Сайт АО «Калугапутьмаш». – Режим доступа : https://www.kalugaputmash.ru/catalog/desc_ 1_23.shtml.
- ГОСТ Р ИСО/МЭК 12207-2010. Информационная технология. Системная и программная инженерия. Процессы жизненного цикла программных средств. ‒ М. : Стандартинформ, 2011.
- Изготовление опытного образца СТДГ : технический отчёт / ВНИКТИ ; исп. Бидуля А.Л. – № И-27-06 ; Инв. № 6683. – Коломна, 2006.
- Эксплуатационные испытания машины ДСП-С, оборудованной унифицированным пультом управления : технический отчёт / ВНИКТИ ; исп. Бидуля А.Л. – №И-24-06 ; Инв.№6679. – Коломна, 2006.
- Соловьёв С.В., Гринкруг Л.С., Цой Р.И. Технология разработки прикладного программного обеспечения. ‒ М. : Академия Естествознания, 2011.
- Система ввода-вывода FASTWEL I/O Контроллеры CPM701/CPM702/CPM703/ CPM704 : Руководство программиста. Версия 2.0 [Электронный ресурс]. – Режимдоступа : http://insat.ru/products/fastwel/FIO_ CPM70x_GUIDE_PROGRAMMER.pdf.
- Фокин С.В. Программный комплекс обеспечения человеко-машинных интерфейсов системы мониторинга и диагностики специального подвижного состава // Актуальные вопросы современной информатики : сб. мат. конф. – Коломна : МГОСГИ, 2014.
- Фокин С.В. Принципы построения бортовой системы мониторинга и диагностики путевой машины // Актуальные проблемы гуманитарных и естественных наук. – 2015. – № 7-4.
- Сведения о реестре Windows для опытных пользователей [Электронный ресурс] // Сайт Microsoft. – Режим доступа : https:// support.microsoft.com/ru-ru/kb/256986.
- Суранов А.Я. LabVIEW 8.20 : Справочник по функциям. ‒ М. : ДМК Пресс, 2007.
- Фокин С.В. Структура программного комплекса системы мониторинга путевой машины // Инженерные исследования и достижения – основа инновационного развития : мат. Всерос. науч.-тех. конф. – Рубцовск : РИИ АлтГТУ, 2014.