Унифицированные средства отображения и регистрации для диагностики электровозов
Унифицированные средства отображения и регистрации для диагностики электровозов
Дмитрий Ивахненко, Игорь Бадьян, Дмитрий Подуст
Представлена унифицированная локомотивная микропроцессорная система отображения, регистрации и диагностики для электровозов переменного и постоянного тока. Описаны основные аппаратные средства системы и различные варианты их исполнения. Рассказывается о составе оперативно отображаемой информации, режимах просмотра зарегистрированных данных, информационно#справочном обеспечении работы машиниста, звуковом сопровождении аварийных ситуаций и других решениях, направленных на повышение эргономичности системы и надёжности управления.ПРОБЛЕМА МОДЕРНИЗАЦИИ ЛОКОМОТИВОВ
В настоящее время всё более актуальной становится проблема капитально-восстановительного ремонта с продлением срока службы локомотивов на ремонтных заводах ОАО РЖД. Такой способ удовлетворения потребностей различных железнодорожных компаний в локомотивах довольно развит в мире. Ярким примером капитальновосстановительного ремонта локомотивов может быть опыт ФРГ, где большинство локомотивов серий BR132 (ТЭ109) и BR142 (ТЭ129), построенных в СССР в 1970-1980 годы и не удовлетворяющих современным техническим требованиям, прошли глубокую модернизацию и продолжают эксплуатироваться до сих пор.
Рис. 1. Потоки информации в системе диагностики
ФУНКЦИИ СИСТЕМЫ И ОСНОВНЫЕ СРЕДСТВА ДИАГНОСТИКИ
Основными функциями разработанной системы диагностики технического состояния и параметров эксплуатации электровоза являются следующие:- сбор информации от различных датчиков и систем, в том числе от системы управления;
- передача информации между секциями по каналу телесигнализации (ТС) системы управления;
- отображение информации на блоке индикации (БИ3) в активной кабине машиниста;
- регистрация информации в бесконтактном сменном накопителе (аппаратура энергонезависимого регистратора – ЭР).
- Всю информацию, собираемую системой диагностики, можно поделить на две группы (рис. 1):
- параметры эксплуатации;
- параметры мониторинга технического состояния.
Дополнительные кадры блока БИ3 содержат диагностическую и развернутую эксплуатационную информацию. При возникновении аварийной ситуации предусмотрен режим переключения на соответствующий кадр для более полного отображения необходимой информации. Состояние релейно-контактной аппаратуры можно контролировать на специальном кадре, позволяющем оперативно определять синхронность работы секций электровоза (рис. 3). При отсутствии синхронности в работе секций по специальному алгоритму выводится сообщение на главный кадр блока индикации.
Решена проблема отображения токов якорей и напряжений двигателей электровоза. Теперь на главный кадр выводятся максимальный ток и напряжение, и специальным флажком в виде тени стрелки показывается разброс тока и напряжения между двигателями (рис. 2). В идеальном случае флажок отсутствует, а в случае значительного дисбаланса можно легко определить наличие такового, не переключаясь на кадр «Токи и напряжения ТД». Для получения более полной информации и определения, в какой из четырёх секций и на каких двигателях есть недопустимый дисбаланс, используется дополнительный кадр «Токи и напряжения ТД» (рис. 4).
Вся собираемая системой информация в непрерывном режиме накапливается в бесконтактном энергонезависимом регистраторе ЭР, который представляет собой устройство хранения и обработки информации и может быть использован для обмена данными между оборудованием, имеющим контроллеры управления, и вычислительными устройствами.В состав ЭР входят бесконтактный энергонезависимый накопитель и устройство коммутации (рис. 5). В корпусе накопителя, выполненного в виде съёмной кассеты, размещены микроконтроллер, предназначенный для обеспечения чтения, записи, стирания информации и функционирования последовательного канала связи, флэшпамять для долговременного хранения информации и беспроводной оптический интерфейс. Устройство коммутации устанавливает связь с накопителем через беспроводной оптический интерфейс и с контролируемым устройством (вычислительной системой) через последовательный интерфейс. Такая структура регистратора устраняет проблему совместимости со стандартными последовательными интерфейсами, а за счёт применения бесконтактного способа передачи данных от накопителя приводит к упрощению конструкции и значительному повышению надёжности функционирования устройства в целом.
Рис. 4. Кадр «Токи и напряжения ТД»
Рис. 5. Комплект бесконтактного энергонезависимого регистратора, состоящего из устройства коммутации (блок ПКС1) и накопителя (съёмная кассета ЭН1)
- режим прокрутки по времени;
- режим отображения в виде графика;
- режим поиска заданного пользователем состояния некоторых параметров.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ
С февраля по апрель 2004 года на испытательном кольце ВНИИЖТ успешно прошёл испытания электровоз ВЛ80с-1066 (рис. 6), модернизированный на Новосибирском электровозоремонтном заводе в 2003 году. Структурная схема системы диагностики электровоза ВЛ80с, показанная на рис. 7, состоит из следующих устройств (в одной секции):- блоки индикации БИ3;
- блок обработки сигналов аналоговых датчиков и преобразования интерфейсов АП2;
- комплект аппаратуры ЭР (бортовой вариант);
- комплект датчиков тока и напряжения.
Во втором варианте применён полноцветный жидкокристаллический дисплей фирмы Siemens с диагональю 10,4 дюйма и более современный многофункциональный контроллер CPU686E фирмы Fastwel, выполненный на базе процессора GX1 300 МГц, со встроенными звуковым контроллером и видеоконтроллером (рис. 8б, рис. 10). Применение сверхъяркого жидкокристаллического дисплея позволит решить проблему снижения читаемости экрана при прямой солнечной засветке.
Рис. 6. Модернизированный электровоз ВЛ80с
Условные обозначения: Канал ТС — канал телесигнализации; БИ3 — блок индикации; ЭР — энергонезависимый регистратор; АП2 — блок обработки сигналов аналоговых датчиков и преобразования интерфейсов; РКА — релейно%контактная аппаратура. Рис. 7. Структурная схема системы диагностики электровоза ВЛ80с
Рис. 8. Структурные схемы вариантов исполнения блока БИ3
Рис. 9. Конструкция блока индикации с электролюминесцентным дисплеем на базе контроллера 6010 фирмы Octagon Systems
- приём информации о состоянии релейно-контактной аппаратуры от аппаратуры управления своей секции;
- сбор информации от аналоговых датчиков тока и напряжения своей секции;
- обеспечение стабилизированного электропитания аналоговых датчиков и аппаратуры ЭР;
- передача информации, полученной от аналоговых датчиков, в канал ТС системы управления;
- обмен информацией с аппаратурой ЭР в ведущей секции.
Рис. 10. Блок индикации с жидкокристаллическим дисплеем на базе контроллера CPU686E фирмы Fastwel
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
До последнего времени на электровозах с системой СМЕТ не была решена проблема информатизации процесса управления и регистрации данных в процессе движения для диагностики технического состояния электровоза и анализа действий машиниста. Создание системы отображения и регистрации информации позволило не только решить перечисленные проблемы, но и сократить количество приборов на пульте машиниста, улучшить эргономические характеристики пульта и условия работы машиниста (рис. 11).
Рис. 11. Электролюминесцентный дисплей в кабине электровоза ВЛ80с